Сертификация персонала и разработка профстандартов

Международный стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества – требования» в разделе 6.2. «Людские ресурсы» следующим образом формулирует общее положение: «Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентен на основе соответствующего образования, подготовки, навыков и опыта».

В настоящее время необходимость повышения качества и конкурентоспособности российской продукции определяют целесообразность проведения реформы и в сфере развития кадрового потенциала. Данные вопросы нашли отражение в Постановлении Минтруда РФ «О развитии системы сертификации персонала в РФ» N 21/9 от 29.04.97г. и принятых в 2003-2004 гг. федеральных нормативных актах: «Положение о Системе добровольной сертификации персонала в РФ», «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала», «Положение о регистрации Системы добровольной сертификации», «Положение о Знаке соответствия Системы добровольной сертификации персонала» и др., что создало необходимую правовую базу для становления системы добровольной сертификации персонала.

В целях повышения конкурентоспособности продукции и возможности ее реализации по достойным ценам, повышения имиджа Компаний, повышения профессионализма и заинтересованности персонала, повышения конкурентоспособности кадрового ресурса Российской Федерации согласно требованиям ВТО и мировым стандартам качества ISO 90001:2000 Правительством РФ разработана система сертификации персонала, включающая создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников через систему профессиональных стандартов, отвечающих международным требованиям. Такие системы уже достаточно долго функционируют в зарубежных странах на основе стандартов, разрабатываемых Международной Организацией по Стандартизации (ISO). Система начинает реализовываться в некоторых субъектах Российской Федерации в виде учебно-сертификационных центров: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Мордовии.

Центр развития человеческих ресурсов «Бизнес-перспектива» имеет ресурсы для проведения сертификации - специалисты Центра, обученные в Госстандарте РФ, владеют методологией разработки профстандартов и проведения экспертизы , а также имеют большой опыт и достижения в использовании современных технологий управления персоналом.

В связи с этим Центр развития человеческих ресурсов «Бизнес-Перспектива» является не только образовательным, но и сертификационным центром.

ЗАДАЧАМИ СЕРТИФИКАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Разработка системы профессиональных стандартов – требований к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ.
  • Разработка нормативных документов, через которые уточняются и определяются потребности работников в дополнительном образовании, и подтверждается соответствие сертифицируемых категорий персонала. Создание региональной нормативно - методической базы, соответствующей приоритетным запросам области по ключевым профессиям. Актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации.
  • Проведение сертификации персонала на предмет соответствия уровня квалификации персонала требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности.
  • Создание системы оценки качества работников (требования и процедуры), основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников. Осуществление оценки компетентности заявителей путем проведения экзаменов таким образом, чтобы все критерии компетентности были объективно и систематично оценены.
  • Подготовка экспертов по выбранным направлениям сертификации персонала, переподготовка и повышение квалификации работников для приоритетных сфер деятельности в соответствии с требованиями прежде всего регионального рынка.
  • Организация обучения работников (как самостоятельно, так и совместно с ГОУ, НОУ региона) в рамках основных и дополнительных программ, а также проведение переподготовки и повышения квалификации в соответствии с результатами сертификации
  • Разработка и реализация программ как самостоятельно, так и совместно с ГОУ, НОУ региона, подтверждающих и повышающих квалификацию сотрудников в рамках экспертизы в области эффективного менеджмента и государственного и муниципального управления.
  • Содействие работодателям в компетентном подборе высококвалифицированных работников, сертифицированных по определенным видам экономической деятельности.

Процедура сертификации персонала осуществляется на основе доступности информации о подтверждении соответствия профессиональным стандартам, согласованным с Агентством по труду и Госстандартом РФ. Подтверждение соответствия осуществляется на основе защиты прав заявителя на подтверждение соответствия уровня квалификации требованиям профессионального стандартов по видам экономической деятельности в рамках единой системы сертификации персонала в РФ.

Введение системы сертификации персонала будет активно способствовать реализации национальной программы сертификации и формированию качественного трудового ресурса Тульской области, удовлетворяющего потребности регионального рынка труда и соответствующего мировым стандартам устойчивого социально-экономического развития региона.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА – ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО (рис. 1), в числе которых:

  • Сертификация производимой продукции;
  • Сертификация систем менеджмента качества предприятий;
  • Сертификация персонала.

Схема 1. Баланс в регулировании рынка – условие вхождения России в ВТО

К настоящему времени, стало очевидным, что любая система качества с самой хорошей структурой, подробно и тщательно описанная в документах, не станет эффективной, если она не будет обеспечена специально подготовленными людьми. Она не будет эффективной, если все, кто в ней задействован, не будут готовы к совместной работе и если нет в коллективе общей цели.

Уже давно существует технология оценки персонала посредством проведения аттестации. Однако при аттестации возникает ряд проблем, среди которых:

  • персонал оценивается непосредственно руководством предприятия или организации, которое, как правило, уже имеет сформировавшееся мнение о достоинствах либо недостатках специалиста, и, следовательно, оценка не может быть гарантированно объективной;
  • руководитель предприятия, например, машиностроительного, может определить уровень знаний инженерного состава, но вряд ли сможет компетентно оценить сотрудника финансовой, кадровой и иных служб.

Решить данную проблему, в том случае, если руководитель заинтересован, чтобы на предприятии трудились сотрудники, т.е. сообщество людей, работающих совместно, компетентно, ответственно, и профессионально владеющих методами обеспечения качества, возможно проведением сертификации персонала. Проводя анализ деятельности и фактического состояния предприятия или организации, руководитель, прежде всего, должен решить вопрос – обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и позитивного изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого и требуется оценка третьей, независимой стороны фактического состава персонала, его особенностей, наличия профессионально важных качеств и характеристик.

Какие цели преследует сертификация персонала? Это, прежде всего:

  • Создание условий для работы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Российской Федерации и выпуска конкурентоспособной продукции, а также для их успешной деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле.
  • Защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
  • Содействие предприятиям, организациям и учреждениям в компетентном выборе персонала на рынке труда.
  • Подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом (рис.2).
  • Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала (рис. 3).

Рисунок 2. Сертификация персонала - необходимое условие обеспечения качества продукции

Рисунок 3. Обеспечение безопасности работой компетентного персонала

Итак, какие же преимущества имеет предприятие, прошедшее процедуру сертификации персонала по отношению к предприятиям, не получившим подтверждение компетентности своих рабочих ресурсов? Что гарантирует сертификация персонала предприятию:

  • Прежде всего - выполнение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг.
  • Повышение конкурентоспособности предприятия.
  • Выполнение требований заказчика, работодателя.
  • Приоритетность инвестирования, кредитования.
  • Обязательное условие участия в международных тендерах/ проектах.
  • Повышение имиджа предприятия.
  • Возможность реализации продукции (услуг) по обоснованным ценам.
  • Дополнительный аргумент для отклонения претензий к изготовителю при предъявлении судебных исков по качеству производимой продукции или оказываемых услуг.
  • Способ доказательства партнерам по бизнесу своей надежности.
  • Способ повышения профессионализма и заинтересованности персонала.
  • Возможность получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников.
  • Возможность сопоставить соответствие персонала заявленному качеству выпускаемой продукции.
  • Возможность стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост.
  • Возможность сформировать рекомендации по перспективному направлению процессов внутрифирменного обучения, выработать предложения для корректировки образовательных стандартов системы профессиональной подготовки специалистов.

Коротко и схематично можно это представить следующим образом (рис.4).

Рисунок 4. Целесообразность сертификации персонала для предприятий

Следующий вопрос – кто может изъявить желание подтвердить компетентность, соответствие занимаемой должности и возможности продолжать работу в соответствии с заявленной квалификацией, т.е. кто выступает объектами сертификации персонала? Объекты сертификации:

  • Физические лица, добровольно пожелавшие получить документальное подтверждение соответствия своей профессиональной подготовки или компетентности требованиям профессионального стандарта занимаемой или предполагаемой в перспективе должности/профессии.
  • Должностные лица, специалисты, руководители трудовых коллективов, отдельные категории персонала.
  • Отдельные трудовые коллективы в отношении всего кадрового потенциала либо какой-то его части.
  • Отдельные категории работников.

Что дает сертификация персонала непосредственно работникам предприятия? Это, прежде всего:

  • Документально оформленное свидетельство профессионализма.
  • Подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени.
  • Повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки.
  • Приоритетность продвижения по служебной лестнице.
  • Подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций.
  • Основание для заключения трудового договора с индивидуальным тарифом оплаты труда.
  • Дополнительное основание для повышения заработной платы.
  • Обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.

Как и любой процесс, процедура сертификации предполагает несколько этапов, среди которых:

  • подача в орган по сертификации заявки на проведение сертификации персонала в соответствии с требованиями национальных стандартов, квалификационных стандартов либо стандартов организации;
  • предварительная оценка пакета документов, характеризующих персонал;
  • проверка фактического состояния сертифицируемого субъекта путем тестирования, проведения экзаменов и т.д.;
  • принятие решения о возможности выдачи сертификата компетентности либо мотивированного отказа;
  • внесение в Реестр Системы добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона записи о сертифицированном субъекте;
  • проведение периодического инспекционного контроля за сертифицированными субъектами им принятие решения о продлении срока действия сертификата либо его аннулировании в случае выявленных нарушений.

По результатам проведенных работ выдается сертификат компетентности.

Заказать услугу
Наши клиентыОтзывы
Наши партнеры









Бизнес-календарь
 
 


Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?